«Детство - важнейший период человеческой жизни, не
подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло
детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в
его разум и сердце из окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит каким человеком станет
сегодняшний малыш.»

В.А.Сухомлинский
 
Наша страница в Instagram @svetlyachok__pmr
22.11.2023

Грипп

Профилактика гриппа и ОРВИ
Подробнее...
13.11.2023

Неделя здорового питания «Правильное питание – залог здоровья!»

«Чтение сказки «Витамины» дать детям первоначальное представление о витаминах во второй младшей группе
Подробнее...
История

О чем поведали страницы старых альбомов

 

     В методическом кабинете детсада «Светлячок»  хранятся старые, с выцветшими от времени страницами,  альбомы с рассказами о людях, которые когда-то работали в этом дошкольном учреждении.

     «В одной комнате стояли кровати, в другой – столы. В яслях тоже маленькие комнаты. В первой малыши отдыхали, в другой играли. Там был манеж для грудников, выдвижной стол. Состояние здоровья детей проверяла медсестра. Группы были смешанные. Питание – хорошее, мебель – как в колхозном детском саду. В 1939-1940 годах все заведующие и я проходили курсы при районном отделе здравоохранения. Великая Отечественная война тяжелым бременем легла на плечи всего народа, особенно женщин, - рассказывала А.М. Воробьева, которая работала воспитателем с 1941-го по 1946-й год. – Детский сад располагался все в том же помещении. Группа была смешанной, в ней было мало воспитанников. Дети колхозников этот детсад не посещали, так как у них был свой. Заведующей в то время работала учительница Е.И. Гостева.  Воспитатели имели специальное дошкольное образование, но  занятия с детьми почти не проводились – было не до того. Год выдался трудный, неурожайный. Почти все мужчины находились на фронте. Приходилось больше думать о том, как накормить и согреть детей. С продуктами было очень и очень тяжело, доставали их, где и как могли. Разнообразие в питании отсутствовало. Меню составлялось из  блюд, приготовленных в основном из картофеля и рыбы. Тяжело и с топливом – дров не было. Случалось, в лес за ними ходили воспитатели со старшими детьми. В 1943 году в детсаде произошел пожар. Загорелись детские матрацы, которые сушились у печки. Детский сад перевели в казарму, где через стенку жили солдаты. Стало еще труднее. Постель и одежду наши воспитанники приносили  из дому, посуду тоже собрали родители. Игрушек было совсем мало, развлечений – никаких. Работали с утра до вечера. Программы обучения дошкольников отсутствовали, а если и имелись у кое-кого, то заглядывать в них некогда. Цель была одна – сохранить и накормить детей. Ни на какую  специализацию, повышение квалификации не посылали, работой по дошкольному воспитанию никто не  интересовался. Педсоветов не проводили. Родители совсем не интересовались, чем мы занимаемся, что делают их дети вне дома».

     «В 1944 году стало немного легче, - вспоминает М.Ф.Мандрыко, работавшая в то время няней в детском саду райцентра. – Было две комнаты: группа и прихожая. В группе стояли старенькие столы, стульчики, этажерки для игрушек. У каждого ребенка было свое полотенце. Посуда – только эмалированная. В комнате дети играли, и занимались и спали. Очень тяжело было заносить и выносить раскладушки. Их хватало на всех детей. Посещаемость была хорошая. Питание стало уже лучше. Вскоре назначили новую заведующую – П.П.Белоусову, имеющую специальное образование, а воспитателем – Н.К.Горбенко. После их прихода воспитательная и образовательная работа в детсаде стала налаживаться. С воспитателей уже стали требовать работу по плану. Трудностей хватало, так как помещение было слишком мало и не приспособлено для содержания большого числа воспитанников. Детей  на группы по возрастному принципу не делили».

     По словам М.Ф.Мендрыко и Н.К.Гобенко, работа в дошкольном учреждении до 1948 года шла без особых изменений. Правда, время было очень тяжелое. Жизнь после войны только налаживалась, было и холодно, и голодно. Игрушки отсутствовали. Их воспитатели делали вместе с детьми. Однако работали с подъемом, весело. Уже начали проводить занятия. «Образования я не имела, но старалась узнать у коллег, найти специальную литературу, прочитать и дать хоть что-то детям», - вспоминает воспитательница Е.В.Избышева.

     «В 1948 году детей разделили на ясли и сад, рассказывает Н.И.Калуга, работавшая бухгалтером в яслях. – Детский сад перешел на улицу Зорге. А ясли остались в старом помещении в ведомстве райздрава. Заведующей яслями была назначена Л.В.Лепетинская, которая проработала до 1967 года. Условия в яслях были неплохие,  если не брать во внимание уплотненность группы. Появлялась одежда, мебель стала лучше, скамейки заменили стульчиками. Приобрели шкафы для индивидуальной одежды детей. Л.В.Лепетинская была очень прилежна в работе».

     Няня яслей И.Ф.Галузо рассказывает, что группа детей была смешанной. Воспитателем работала Васина (имя, отчество не известно), о которой и до сир пор родители хорошо отзываются. Сейчас Васина живет в Екатериновке. Кроме воспитателя, в яслях работала еще медсестра Елена Николаевна (ее фамилию няня не помнит). Игрушек стало больше, но посуда – и миски, и кружки – все еще оставалась железной.

     Рассказывает воспитательница Мария Нестерова Дубоделова, которая работала в детском саду с 1948 года: «Я в 1932 году окончила Свободненский педтехникум.  Много работала в детских садах. В 1951 –м ездила во Владивосток в краевой методический кабинет по дошкольному воспитанию. Методист Н.А.Лепешкина во многом мне помогла.  Научила правильно составлять планы, познакомила с режимом дня. Она направила меня в сад города, где я и познакомилась с проведением занятий. До сих пор благодарна работникам краевого дошкольного кабинета за помощь, оказанную мне. Ездили мы и в Сучан, где  посетили лучший детский сад города, много интересного там увидели и переняли. В 1951 году заведующей у нас была  Н.И.Ложень, специального образования у нее не было.

     Группа у меня была смешанная: девочки и мальчики с 3-х до 7-ми лет. Детей было много – 325. Здание детского сада  маленькое: кухня и комната. Старших детей спать не укладывали. Когда малыши спали, старшие дети бегали на участке. Я стала беседовать с родителями о дневном сне старших детей. Пришли к единому мнению, что и старших детей надо укладывать спать. Методический кабинет отсутствовал, методической литературы, учебных пособий: бумаги, карандашей не было, наглядных пособий тоже, мало имелось игрушек. Хорошо в работе мне помогло то, что меня направили на курсы усовершенствования  по дошкольному воспитанию при краевом методическом кабинете в г. Владивосток. Там мы прослушали лекции, побывали в детских садах на открытых занятиях. В 1952 году детей уже разделили на две группы по возрасту: с 3 до 4-5 лет и с 5 до 7.  Мы составили планы по группам и работали по ним. Музыкальное воспитание не проводилось. В этом же году была назначена новая заведующая – Н.С.Осинина, которая имела незаконченное высшее образование. Когда она руководила коллективом, нам отдали вторую половину дома. Мы стали занимать весь дом – две комнаты и кухню. Здание было деревянное, в нем хорошо уживались клопы и крысы,  которые ходили по стенам и  потолку даже при детях. В 1953 году заведующую детсадом опять  заменили, ею стала   Д.В.Денисова, а в 1954-м – Н.А.Крючко. Но больших изменений в связи с  этим не произошло. В 1955-м заведующей детского сада стала Н.П.Отмахома – педагог. Под ее  руководством был проведен в здании детсада капитальный ремонт. Стены внутри обили фанерой, полы покрасили. И стало оно хотя бы чуть-чуть похожим на детское  учреждение. Здание детского сада было огорожено штакетником, но участок был не озеленен. Детям  негде было укрыться от солнца. В 1956 году к нам приезжали методисты краевого отдела народного образования Н.А.Лепешкина и А.В.Коровина. Они предложили озеленить участок, хотя бы  частично его оборудовать и в эту работу вовлечь родителей. После чего провели родительское собрание,  на котором решили озеленить участок. Весной приступили к работе, сделали две качели и горку. В 1957 году  у нас хорошо работал родительский комитет, председателем которого была Л.Стогний.

     В 1958 году на должность  заведующей была назначена Р.М.Маркелова, она добилась 0,5 ставки музыкального работника. Стали  проводить музыкальные занятия. Весело проходили утренники.

     В 1960-м на должность заведующей назначили Н.М.Автухову, которая проработала шесть месяцев. После нее дела приняла Е.И.Белькович, которая проработала всего один год. Продолжалось оборудование участка.

     В 1961-м заведующей была назначена Н.А.Маврилова, у нее -  образование среднее, она проработала два года. В 1963 году коллектив детсада возглавила З.М.Леонидина. В этом же году я ушла на пенсию»

     По словам воспитателя Л.А.Брыковой, условия для работы были тяжелые, особенно из-за маленького помещения.  Утренняя гимнастика не проводилась. Занятия  если и проводились, то неполноценные. Программа была, но мы ею не пользовались. Часто менялись воспитатели, технический персонал. Утренники проводились весело, с участие родителей. Заведующей Леонидина проработала до 1 октября 1967 года.

     В 1967-м к 50-летию Советской  власти в нашем селе открылся типовой ясли-сад на 140 мест. Дети из старых помещений перешли в новый детский сад. Заведующей назначили Екатерину Ивановну Иванову, которая проработала в коллективе «Светлячка» многие годы. У Екатерины Ивановны был большой трудовой стаж и опыт, средне-специальное образование. Заведующей она работала с 1951 года. Но на ее счету это только второй детский сад. Детей в детском саду-яслях разделили строго по  возрастному принципу. Шесть групп, в которых  разместилось 180 детей. Требования по воспитанию дошкольников с каждым днем стали возрастать, так как для их выполнения у нас есть все условия. В просторном,  светлом музыкальном зале ежедневно проводятся утренняя гимнастика, музыкальные занятия и  занятия по физкультуре. Легко, просто и радостно стало готовиться к праздникам. У воспитателей, да и у всего коллектива, все больше  появляется интерес к работе. Регулярно проводятся родительские собрания, на  которых  ставятся вопросы о совместном воспитании детей. Родители стали помогать в изготовлении атрибутов к ролевым играм.

     Недавно мы отметили 45-летие. В этот временной отрезок вошли лишь годы, как детский коллектив обосновался в новом современном здании. Наш любимый «Светлячок» ждет прекрасное будущее!

 

Детский сад  "Светлячок "  ул. Зорге 1939г.

 

Ясли - сад "Светлячок" ул. Комсольская 1939г.

 

 

 

Детский сад "Светлячок" ул. Комсольская 63 в,  1967г.

 

 

 

© РМА «БрендPR» 2012 - 2024
+7 (42365) 21566

Все персональные данные воспитанников, в том числе фото- и видеозаписи размещены с письменного согласия родителей (законных представителей).